Главная / Для родителей

Для родителей

Предоставляется ли абитуриентам с инвалидностью возможность на бесплатной основе пройти подготовительные курсы к вступительным испытаниям?

Подготовительные курсы — форма организации дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов ВУЗов. В основном это платные программы. В российской системе образования существуют специальные подготовительные отделения для абитуриентов. Подготовка на бюджетной основе возможна в рамках обучения на подготовительном отделении. Прием граждан и организация образовательного процесса на подготовительные отделения регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Перечень ВУЗов, на базе которых осуществляется деятельность подготовительных отделений в рамках бюджетных ассигнований, утверждается Минобрнауки России ежегодно на основе конкурсного отбора. Узнать, имеется ли в вузе подготовительное отделение можно непосредственно в образовательной организации.

ВУЗы, входящие в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляют подготовку к поступлению в ВУЗ детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, имеющих документ о среднем общем или среднем профессиональном образовании, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Отдельные образовательные организации высшего образования по своему усмотрению также могут осуществлять подготовку абитуриентов с инвалидностью к поступлению в вуз по различным образовательным программам довузовской подготовки, разработанными самостоятельно такими организациями.

Может ли поступающий с инвалидностью, прошедший подготовку по программам подготовительного отделения или довузовской подготовки, рассчитывать на дополнительные льготы при зачислении в ВУЗ?

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставление дополнительных льгот при поступлении таким поступающим не предполагается.

Для чего нужна довузовская подготовка? В чем ее смысл?

Основной целью довузовской подготовки является предметная подготовка по дисциплинам вступительных испытаний и формирование готовности к дальнейшему эффективному обучению в вузе. Довузовская подготовка реализуется в формате дополнительного образования и направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Довузовская подготовка должна обеспечить образовательную преемственность между звеньями «школа – довузовская подготовка – ВУЗ», подготовить человека с инвалидностью к поступлению в ВУЗ, обеспечить психологическую адаптацию, профессиональную ориентацию, диагностику и коррекцию знаний будущих студентов.

Для каких категорий абитуриентов с инвалидностью можно рекомендовать обучение по программам довузовской подготовки?

Обучение по образовательным программам довузовской подготовки рекомендуется выпускникам средних школ, колледжей, техникумов, а также тем, кто давно окончил школу или профессиональную образовательную организацию, учащимся с инвалидностью выпускных классов (11 или 12), в том числе тем, кто проходил обучение на дому и имеет пробелы в знаниях по причине состояния здоровья, выпускникам средних школ, колледжей, техникумов, а также тем, кто давно окончил школу или профессиональную образовательную организацию. Обучение по образовательным программам довузовской подготовки будет способствовать формированию учебных и коммуникативных умений, содействующих освоению образовательной программы высшего образования, социальной и профессиональной адаптации.

Какие существуют формы и виды довузовской подготовки?

Довузовская подготовка в широком смысле может включать в себя различные формы и виды подготовки: подготовительные курсы и подготовительные отделения при вузах, подготовка к Всероссийским олимпиадам и конкурсам, профильные кружки, спецкурсы, малые академии, лицейские классы в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах, профильные базовые школы, создание специальных условий в рамках Всероссийских научных программ и олимпиад для школьников и т.д.

Виды и формы довузовской подготовки определяются образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Какие дисциплины адаптационной направленности может включать в себя образовательная программа довузовской подготовки?

Набор дисциплин адаптационной направленности определяется образовательной организацией высшего образования самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей абитуриентов с инвалидностью. В задачи изучения дисциплин адаптационного цикла могут входить: формирование у слушателей навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе и самостоятельной работы, готовности к профессиональному самоопределению, навыков в овладении ассистивными технологиями и т.д. Однако, основной целью довузовской подготовки является предметная подготовка по дисциплинам вступительных испытаний и формирование готовности к дальнейшему эффективному обучению в ВУЗе.

Какими нормативными документами РФ можно пользоваться при проведении профориентационной деятельности лиц с инвалидностью и ОВЗ?

Профориентационная работа с инвалидами и лицами с ОВЗ в России регламентирована документами:

− Конституция Российской Федерации (гл. 2).

− Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

− Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

− Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

− Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

− Приказ Минтруда России от 25.02.2022 №82н «Об утверждении Стандарта

процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».

− Приказ Минтруда России от 04.08.2014 №515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

− Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 №1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

− Постановление Минтруда России от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

− Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 №06-281 «О направлениитребований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».

− Письмо Минобрнауки РФ от 22.12.2017 №06-2023 «О методических рекомендациях» (Методические рекомендации по организации профориентационной работы       профессиональной       образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения).

− Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке     и     организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах»).

Какова специфика профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ?

Проводя профориентационную работу с лицами с инвалидностью и ОВЗ, необходимо быть готовым к тому, что их профессиональное самоопределение является весьма фрагментарным и не сформированным. Зачастую у данной категории лиц отсутствует учебная и профессиональная мотивации, выбор профессии не осознан, представления о мире профессий скудны. Очень часто они не умеют планировать свою деятельность, предвидеть результат деятельности, не могут представить чёткие жизненные и профессиональные перспективы. В целом у лиц с инвалидностью нередко отсутствует возможность сделать социально и экономически обоснованный выбор будущей профессии.

Кроме того, необходимо учитывать характер нарушений (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и пр.) у лица с инвалидностью, оценивать потенциальные возможности его трудоустройства на основе представления о региональном рынке труда, о востребованных профессиях в регионе, о квотируемых рабочих местах для данной категории. Специфика организации профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ заключается в том, что в основе индивидуального подхода, обеспечивающего дифференцированную готовность инвалидов к профессиональному выбору, лежит оценка следующих значимых факторов:

1) требований, предъявляемых конкретной профессией к здоровью инвалида;

2) условий труда, значимых с точки зрения сохранения здоровья;

3) медицинских ограничений профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

А также оценка возможности трудоустройства на основе представления о региональном     рынке            труда, востребованных профессиях в регионе, квотируемых рабочих местах для людей с инвалидностью.

Что включает в себя профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ?

Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ включает: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный подбор, профессиональный отбор.

Профессиональное информирование — ознакомлениелиц        с инвалидностью и ОВЗ с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса    в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий,                      формами и условиями их освоения,  требованиями, предъявляемыми  профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональное консультирование — оказание помощи лицу с инвалидностью и ОВЗ в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор — предоставление рекомендаций лицу с инвалидностью и ОВЗ о возможных направлениях профессиональной деятельности,             наиболее      соответствующих его психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности лица с инвалидностью и ОВЗ к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

На каком онлайн-ресурсе размещена информация о доступных для лиц с инвалидностью профессиях, специальностях в разрезе нозологий?

Информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью с различными видами нарушений здоровья, и ВУЗах, ведущих подготовку по данным профессиям, специальностям, можно посмотреть в «Атласе профессий» (инклюзивноеобразование.рф/профессии).

На этом же портале — «инклюзивноеобразование.рф» размещены и другие материалы:

− истории успеха:

https://инклюзивноеобразование.рф/абитуриентам/истории;

− онлайн курсы https://инклюзивноеобразование.рф/курсы;

−учебно-методические материалы:

https://инклюзивноеобразование.рф/материалы.

Существуют ли ограничения при выборе профессии, связанные с дальнейшим трудоустройством лиц с инвалидностью и ОВЗ с учетом различных нарушений?

При выборе профессии, безусловно, нужно учитывать характер нарушения, а также дальнейшую возможность трудоустроиться. Необходимо ориентироваться на те рекомендации, которые представлены в ИПРА. Поскольку единых рекомендаций нет, то выбор профессии возможно осуществлять совместно со специалистами-профориентологами с учетом объективных ограничений по здоровью, интересов и потребностей лиц с инвалидностью.

Существуют методические рекомендации (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»), однако в них не учитываются индивидуальные возможности и потенциал человека с инвалидностью в части реализации профессиональных компетенций по тем или иным профессиям.

Возможно также ознакомиться с Приказом Минтруда России от 01.02.2018 №46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций».   В данном приказе имеется Приложение:     «Общие     характеристики     видов     трудовой деятельности, оптимальных для инвалидов при различных нарушениях функций организма, и видов трудовой деятельности, выполнение которых может быть для инвалидов     при     данных     нарушениях     затруднено». Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности могут содержаться также в Приложении №2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 545н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями МСЭ, и их форм» в разделе «Рекомендации     о     показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами». Все виды трудовой деятельности, за исключением отмеченных в столбце «Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности» таблицы, являются показанными для подбора инвалиду и ребенку-инвалиду с учетом нарушенных функций организма.

Есть и конкретные медицинские противопоказания для выбора профессии? Учитывается ли при этом наличие инвалидности или сам факт наличия заболевания?

Согласно действующему законодательству есть ряд специальностей (направлений подготовки), на которые предусмотрено обязательное прохождение медицинского осмотра.

Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по     соответствующей     должности или специальности» и, соответственно,     имеется     перечень заболеваний (групп заболеваний), являющихся противопоказанием к этим профессиям. (Приказ Минтруда России №988н, Минздрава России №1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Обязательно      нужно учитывать   реальную возможность трудоустройства.

Ребенку официально не присвоен статус инвалида, однако у него имеются физические особенности здоровья. Как узнать, есть ли у него ограничения для выбранной специальности?

Если специальность входит в перечень, где проходят предварительный медицинский осмотр, то рекомендуем обратиться к терапевту или профпатологу за заключением о состоянии здоровья. Также рекомендуем обратиться в приемную комиссию образовательной организации высшего образования с вопросом о перечне заболеваний, препятствующих обучению на данном направлении подготовки.

Как понять, подходит ли поступающему с инвалидностью выбранное направление обучения?

Выбор направления обучения для инвалида должен осуществляться на основании профессиональной ориентации.

При профориентации внутри направлений обучения,    реализуемых конкретным ВУЗом, необходимо воспользоваться Приказом Минтруда России № 46 от 01 февраля 2018 г. «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций», учитывая общие характеристики видов трудовой деятельности, оптимальных для инвалидов при различных нарушениях функций организма, и видов трудовой деятельности, выполнение которых может быть для инвалидов при данных нарушениях затруднено. При проведении        мероприятий      по       профориентации       следует также руководствоваться рекомендациями МСЭ, указанными в ИПРА.

Как узнать, в каких вузах могут принять на обучение абитуриента с инвалидностью?

Ни один ВУЗ не имеет права отказать человеку с инвалидностью в праве обучаться по выбранным им образовательным программам. Однако при выборе направления подготовки следует руководствоваться возможностями трудиться по выбранной специальности или направлению.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» функционирует сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданных на базе образовательных организаций высшего образования (далее — РУМЦ).          Указанные     центры осуществляют         информационную и методическую     поддержку     по     вопросам организации инклюзивного образования, в том   числе с использованием        портала инклюзивноеобразование.рф в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На образовательной программе, которая подходит поступающему с инвалидностью с учетом ограничений здоровья и карьерной траектории, нет бюджетных мест. Каким образом в данной ситуации он может реализовать свое право на получение первого высшего образования бесплатно?

ВУЗам с учетом потребностей региональных рынков труда. В связи с этим наличие бюджетных мест по конкретной образовательной программе зависит в том числе от востребованности указанной        профессии        исходя       из      прогноза социально-экономической ситуации.

В случае отсутствия возможности обучения на бюджетной основе по выбранному поступающему с инвалидностью направлению подготовки (специальности) в одном вузе, есть возможность обучения на бюджетной основе в других вузах страны. Помощь в подборе вуза могут оказать сотрудники РУМЦ ВО. За более подробной информацией можно обратиться по телефону горячей линии или посредством электронной почты в соответствующий РУМЦ, контактные данные которого представлены на Портале по адресу https://инклюзивноеобразование.рф/контакты

При подаче документов в вуз приёмная комиссия просит предоставить оригинал справки из МСЭ о признании поступающего инвалидом. Копия справки МСЭ не была принята в общем пакете документов поступающего.

Приёмная комиссия ВУЗа нарушила п. 50 Приказа Министерства науки и высшего образования РФ от 21.08.2020 №1076 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее – Приказ №1076).

Поступающему (законному представителю поступающего) в этом случае необходимо обратиться к ответственному секретарю приёмной комиссии вуза и указать, что в соответствии с п.50 Приказа №1076 при подаче документов, необходимых для поступления, поступающие могут представлять оригиналы или копии (электронные образы) документов, в том числе посредством Единого портала государственных услуг (в случае его использования), без представления их оригиналов.

Таким образом, копии справки МСЭ при подаче документов поступающим достаточно. Более того, заверение указанных копий (электронных образов) не требуется. Важно: поступающий должен предоставить копии обеих сторон справки МСЭ!

Поступающему с III группой инвалидности было отказано в праве на поступление со сдачей экзаменов, проводимых вузом самостоятельно, на основании того, что в правилах приема вуза отражено такое право только для инвалидов I и II групп. Как поступить в этой ситуации, если поступающий не сдавал ЕГЭ?

Приемная комиссия ВУЗа нарушила п. 17 Приказа № 1076, в котором указано, что инвалиды (в том числе дети-инвалиды) могут сдавать общеобразовательные вступительные  испытания, проводимые ВУЗом, самостоятельно. На сдачу экзаменов вуза можно претендовать вне зависимости от того, участвовал ли поступающий с инвалидностью в сдаче ЕГЭ.

Поступающему (законному представителю поступающего) в этом случае необходимо обратиться к ответственному секретарю приёмной комиссии вуза и указать, что Приказ №1076 в п. 17 объединяет в категорию «инвалиды» поступающих, имеющих I, II и III группы инвалидности. Если поступающий сдавал ЕГЭ по общеобразовательным предметам и сдал экзамены вуза, то приемная комиссия должна будет засчитать максимальный балл из полученных поступающим по соответствующем общеобразовательному предмету (п.18 приказа №1076).

Важно: если правилами приёма в вуз установлено, что единственной возможной формой вступительных испытаний является ЕГЭ, то тем самым вуз не предусматривает при любых основаниях поступления сдачу других форм экзаменов, в т.ч. проводимых самостоятельно. Другими словами, вуз имеет право отказаться от возможности проведения вступительных экзаменов, проводимых вузом самостоятельно, и принимать только по результатам ЕГЭ.

На тестовый экзамен по информатике, проводимый ВУЗом самостоятельно, поступающему с нарушением зрения было запрещено пронести личный тифлокомпьютер. Экзаменатор предложил использовать тифлокомпьютер, предоставляемый ВУЗом.

Данное решение противоречит п.71 Приказа №1076, в котором указано, что поступающие с ОВЗ могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями. В данном пункте Приказа отсутствует информация о том, кто может являться владельцем указанных технических средств.

Поступающему (законному представителю поступающего) в этом случае необходимо обратиться к ответственному секретарю приёмной комиссии вуза и указать на сложившуюся ситуацию.

Важно: поступающим в заявлении о приеме должен быть отражен факт его потребности в создании специальных условий (в т.ч. применении технических средств) при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья и предоставлен документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.

В ходе выполнения вступительного испытания поступающий с инвалидностью столкнулся с трудностями оформления письменной работы. В увеличении времени на выполнение задания поступающему было отказано. Как поступить в этой ситуации?

В соответствии с п.69 Приказа №1076 продолжительность вступительного испытания для поступающих с ОВЗ увеличивается по решению ВУЗа, но не более чем на 1 час 30 минут.

Поступающему (законному представителю поступающего) в этом случае необходимо обратиться к ответственному секретарю приёмной комиссии ВУЗа и сообщить о причинах сложившейся ситуации. Одновременно с этим рассмотреть вопрос о подаче апелляционного заявления по результатам вступительного испытания о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания в соответствии с п.65 Приказа № 1076.

Важно: Приказом устанавливается только верхняя граница увеличения продолжительности проведения вступительного испытания (1 час 30 минут), но не устанавливается     нижняя граница. Следовательно, поступающему необходимо при подготовке к сдаче вступительных экзаменов, проводимых ВУЗом самостоятельно, ознакомиться с процедурой увеличения продолжительности времени вступительного испытания и порядка предоставления дополнительного времени, принятых в ВУЗе.

Вузам следует учесть необходимость увеличения продолжительности сдачи вступительного испытания поступающими с ОВЗ, предоставив в доступной для них форме информацию о порядке проведения вступительных испытаний.

Важно: Увеличение времени – одно из специальных условий, указанных в Приказе №1076. Специальные условия, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных       условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий (п. 73).

ВУЗ, в который подал документы поступающий с инвалидностью, проводил вступительные испытания в дистанционной форме с использованием автоматического прокторинга. В ходе экзамена из-за инвалидности он часто совершал непроизвольные движения губами и головой, близко наклонялся к монитору, по этой причине система отклонила тест и результат не был засчитан. Как в этом случае действовать поступающему?

Если при подаче документов поступающий воспользовался своим правом, указанным в п. 73 Приказа № 1076, и указал в заявлении о приеме сведения о необходимости создания для себя специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с имеющейся инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, а также предоставил документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий, то удаление с экзамена по обстоятельствам, указанным в обращении поступающего, противоречат Разделу Х Приказа №1076. Поступающему (законному представителю поступающего) в этом случае необходимо обратиться к ответственному секретарю приёмной комиссии ВУЗа и сообщить о причинах сложившейся ситуации. Одновременно с этим необходимо рассмотреть вопрос о подаче апелляционного заявления по результатам вступительного испытания     о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания в соответствии с п.65 Приказа № 1076.

Важно: предварительно необходимо ознакомиться с Правилами подачи и рассмотрения            апелляций, которые каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно. В целях предупреждения подобных обращений вузам рекомендуется при проведении дистанционных вступительных испытаний для поступающих с инвалидностью и ОВЗ отказаться от применения автоматической системы прокторинга с использованием специальных технических программ.

Что такое особая квота?

Согласно статье 71 Закона “Об образовании в Российской Федерации” особая квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет федерального, регионального и местного бюджетов устанавливается ежегодно вузами в размере не менее чем десять процентов от общего объема контрольных цифр приема.

Какие категории лиц с инвалидностью имеют право на особую квоту при поступлении?

На прием по особой квоте могут претендовать дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Следовательно, в случае если гражданину впервые установлена инвалидность I или II группы после получения документа об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра), он вправе претендовать на поступление на обучение по образовательным программам бакалавриата или специалитета в соответствии с положениями Закона об образовании, касающимися особой квоты.

Есть ли у лиц с инвалидностью льготы при поступлении в вуз?

Граждане с инвалидностью имеют право поступать в вуз по внутренним вступительным испытаниям, в том числе на создание специальных условий при сдаче экзамена.

Лица с инвалидностью, являющиеся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов имеют право на поступление по особой квоте в соответствии с частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Все ли инвалиды могут претендовать на бюджетное квотируемое место и сколько таких мест?

В     соответствии        с     частями 5 и 6 статьи 71 Федерального                закона от 29.12.2012 №     273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты.

Особая квота устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, выделенных такой образовательной организации на очередной год.

Если поступающих в рамках особой квоты будет много, то как организуется прием?

Если количество поданных заявлений от поступающих в рамках особой квоты превысит 10% от числа контрольных цифр приёма, возникнет конкурсная ситуация.

На места особой квоты будут зачислены поступающие, набравшие наибольшую сумму баллов. В этом случае остальные поступающие, которые наберут меньшее количество баллов по результатам вступительных испытаний или ЕГЭ, перемещаются в общий конкурс.

Может ли поступающий с инвалидностью участвовать в конкурсе на поступление в вуз и в рамках особой квоты, и по общему конкурсу?

Да, может, если в заявлении поступающий укажет желание участвовать в конкурсе на зачисление в вуз как в конкурсе в рамках особой квоты, так и по общему конкурсу. В случае непрохождения по конкурсу в рамках особой квоты, поступающий с инвалидностью будет иметь право на участие в общем конкурсе на зачисление в ВУЗ и иметь преимущественное право зачисления в соответствии с частью 9 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Имеет ли право поступающий с инвалидностью III группы, являющийся инвалидом с детства, претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз на места, выделенные в рамках особой квоты?

Имеет, если в справке об установлении инвалидности в строке «причина» указано «инвалид с детства». В соответствии с частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы».

Если поступающий с инвалидностью подает документы на несколько направлений подготовки (специальностей), может ли он воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям) в несколько ВУЗов?

Лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования, максимум на 5 направлений подготовки (специальностей) в рамках одного вуза (количество определяет сам вуз), согласно пункту 22 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21.08.2020, а также Федеральному закону от 27.07.2018 № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Если поступающий хочет воспользоваться особой квотой и подать заявления в 4 вуза, то как быть с предоставлением оригиналов документов об образовании?

При подаче заявления о приеме в ВУЗы достаточно представить копию документа об образовании. Оригинал документа           об образовании установленного образца предоставляется в тот ВУЗ, в который подано согласие на зачисление, при приеме на обучение в рамках контрольных цифр. При приеме на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг — поступающий представляет документ установленного образца (оригинал документа, или его заверенную копию, или его копию с предъявлением оригинала).

Если поступающий с инвалидностью поступает на обучение на образовательную программу высшего образования, где нет бюджетных мест, будут ли у него льготы по оплате обучения?

Если поступающий с инвалидностью принял решение поступать на образовательную программу высшего образования,  на которой не предусмотрено контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований, или на выбранной форме обучения нет бюджетных мест, то поступающий (или его родитель (законный представитель) заключает договор об оказании платных образовательных услуг.

Образовательная организация высшего образования по заявлению обучающегося может снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг. Размер и порядок предоставления такой льготы определяются локальными нормативными актами ВУЗа.

Можно ли поступить по льготе в магистратуру, если есть инвалидность?

Особые права для лиц с инвалидностью при поступлении на образовательные программы магистратуры не предусмотрены. Поступающие с инвалидностью участвуют в общем конкурсе, однако образовательная       организация обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья по их заявлению.

Сохраняется ли у поступающего право на поступление в рамках особой квоты, если ранее он уже поступал по льготе, но не завершил обучение, а сейчас вновь поступает на иное направление подготовки?

Да, сохраняется. Если поступающий с инвалидностью воспользовался правом на поступление в рамках особой квоты, но не завершил обучение, он имеет право на повторное поступление за счет бюджетных ассигнований, если на момент повторного поступления у него есть документ, подтверждающий статус ребенка-инвалида, инвалида I или II групп, инвалида с детства, инвалида вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Сохраняются ли за студентами с инвалидностью, поступившими в рамках особой квоты, льготы при смене направления подготовки или переводе в другой ВУЗ?

Перевод на другое направление подготовки (специальность) или перевод в другую образовательную организацию осуществляется при      наличии вакантных мест, имеющихся в принимающей организации для перевода обучающихся. Количество вакантных мест для перевода определяется принимающей организацией с детализацией по образовательным программам, формам обучения, курсам обучения с указанием количества вакантных мест для перевода, финансируемых за счет бюджетных ассигнований, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц. Каких-либо льгот и преимуществ для лиц с инвалидностью при переводе не предусмотрено, для них применяются такие же правила, как и для всех студентов. Соответственно, студент с инвалидностью, поступивший на обучение в рамках особой квоты, может перевестись только при наличии вакантных мест для перевода.

Если поступающий с инвалидностью поступил в вуз по особой квоте, но после поступления у него сняли инвалидность, сохраняет ли он возможность обучения на бюджете?

Да, сохраняет. Все поступающие в образовательные организации высшего образования за счет бюджетных ассигнований, имеют равные права, независимо от оснований поступления. Соответственно, если у студента снята инвалидность, он продолжает обучение на общих основаниях на бюджете.

В случае перевода студента, поступившего в рамках особой квоты, на направление подготовки, в рамках которого есть возможность только платного обучения, сохраняется ли за ним бюджетное место?

Если студент, поступивший в рамках особой квоты за счет бюджетных ассигнований, переводится на направление подготовки (специальность) и/или форму обучения, где не предусмотрено бюджетных мест, то перевод возможен только на место с оплатой обучения по договору об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц. Бюджетное место за ним при этом не сохраняется.

Можно ли получить второе высшее образование бесплатно (по льготе), если предыдущее высшее образование было платным?

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Закон об образовании, устанавливающие, что лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.

Соответственно, если гражданин получил высшее образование по договору об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, то второе высшее образование этого же уровня при условии признания гражданина инвалидом в период после      завершения первого профессионального образования, может быть осуществлено на бюджетной основе. Поступить на второе высшее образование за счет бюджетных ассигнований можно в рамках особой квоты и (или) общего конкурса в зависимости от группы инвалидности.

При этом, получение платного образования по программе бакалавриата не исключает возможности поступления на программу магистратуры за счет бюджетных ассигнований для всех категорий граждан, закончивших бакалавриат и претендующих на обучение в магистратуре.

Возможно ли получить второе высшее образование на бюджетной основе, если после окончания ВУЗа инвалидность была переосвидетельствована с III на II группу?

Если при получении первого высшего образования у студента была установлена инвалидность III группы, а после получения документа об образовании и о квалификации и в результате переосвидетельствования установлена инвалидность I или II группы, он имеет право на получение второго высшего образования в рамках особой квоты на бюджетной основе.

Может ли лицо, имеющее статус «инвалид детства», воспользоваться правом получения второго высшего образования на бюджетной основе?

Исходя            из        системного    толкования законодательных норм, а также формулировки поручения Президента Российской Федерации по вопросу обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, в соответствии с которыми лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и нуждающимся в получении новой профессии (квалификации), гарантируется возможность получения второго среднего профессионального или высшего образования на безвозмездной основе, лица, являющиеся инвалидами с детства, не могут воспользоваться правом получения второго высшего образования на бюджетной основе.

Кто может получить второе высшее образование на бюджетной основе?

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Закон об образовании, устанавливающие, что лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.

Поступить на второе высшее образование за счет бюджетных ассигнований можно в рамках особой квоты и (или) общего конкурса в зависимости от группы инвалидности.

Может ли лицо с ОВЗ претендовать на поступление в рамках особой квоты?

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 71 часть 5, право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Лица с ОВЗ претендовать на поступление в рамках особой квоты не могут.

Какие льготы при поступлении в ВУЗ есть у участников СВО, получивших инвалидность в ходе боевых действий?

Согласно законодательству РФ, участники СВО, в том числе те из них, кто получил инвалидность вследствие травмы или заболевания, вправе рассчитывать на преимущественное зачисление в университет по отдельной квоте, равной не менее 10% от общего количества бюджетных мест. (ч. 5.2; 6.1. ст. 71 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Поступление в таком случае будет осуществляться по итогам прохождения внутренних вступительных испытаний ВУЗа или предоставленных результатах ЕГЭ.

Без экзаменов (за исключением дополнительного творческого или профессионального задания) стать студентами смогут лица, получившие звание Героя России, и обладатели трёх Орденов мужества. Несение военной службы и выполнение боевых задач в ходе проведения СВО также заносятся в графу «достижения абитуриента» и в дальнейшем приобщаются к его личному портфолио.

Имеет ли право поступающий с инвалидностью (III группа, инвалид с детства) при подаче документов на несколько направлений подготовки (специальностей) воспользоваться особой квотой по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям)?

Поступающий, имеющий статус инвалида с детства, может подавать заявление на поступление как в рамках особой квоты, так и в рамках общего конкурса на 5 направлений подготовки бакалавриата и специалитета. Для подтверждения льготы необходимо предоставить справку МСЭ.

Участие в чемпионате “Абилимпикс” дает преимущества при поступлении в вуз?

Поступающему по решению вуза начисляются баллы за индивидуальные достижения.

К таким индивидуальным достижениям относятся, в том числе: наличие статуса победителя или призера национального (или международного) чемпионата по профессиональному мастерству среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Иными словами, если поступающий является победителем или призером национального, или международного чемпионата “Абилимпикс”, то ему будут начислены дополнительные баллы. Для начисления дополнительных баллов поступающий должен предоставить подтверждающий документ (как правило — это диплом победителя/призера).

При этом порядок учета индивидуальных достижений устанавливается вузом самостоятельно (пп.9 п.33, п.34 Приказа Минобрнауки РФ №1076 от 14.09.2020 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным      программам     высшего      образования      —     программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Может ли человек, имеющий инвалидность, получить второе высшее образование бесплатно?

С 2022 года такая возможность появилась у тех, кто стал инвалидом уже после получения высшего образования. Согласно п.8.1. Ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке,      установленном      федеральным      законодательством      для      лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые. Однако необходимо обратить внимание, что данная норма закона не распространяется на людей с инвалидностью, которые получили первое образование, уже имея статус инвалида. Для них второе высшее образование будет платным.

При сдаче вступительных испытаний в очном формате обеспечивается ли доступная среда для лиц с инвалидностью и ОВЗ?

При очном проведении вступительных испытаний в организации должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих с инвалидностью и ОВЗ в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания); по запросу абитуриента с ОВЗ предоставляется ассистивный помощник.

Может ли поступающий с инвалидностью сдавать вступительные испытания в отдельной аудитории?

В соответствии с п. 66 и п. 65 Приказа Минобрнауки России от 21.08.2020 №1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» очные вступительные испытания для поступающих с инвалидностью и ОВЗ проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с инвалидностью и ОВЗ в одной аудитории не должно превышать 12 человек при сдаче вступительного испытания в письменной форме и 6 человек при сдаче вступительного испытания в устной форме. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с инвалидностью и ОВЗ, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с инвалидностью и ОВЗ в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Может ли присутствовать на вступительном испытании ассистент для поступающего с инвалидностью и ОВЗ?

Да, допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).

В соответствии с п. 73 Приказа Минобрнауки России от 21.08.2020 №1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» услуги ассистента предоставляются     поступающим     на     основании заявления     о                     приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.

При        прохождении          вступительного испытания с использованием дистанционных образовательных технологий в функции ассистента может входить удаленная помощь:

− до начала проведения вступительных испытаний: установка и настройка на  компьютере            (ноутбуке, мобильном          устройстве)   поступающего необходимого оборудования и программного обеспечения;

− во время вступительных испытаний: запуск необходимого программного

обеспечения, контроль за работой программного обеспечения, отправка выполненных заданий;

− в ходе проведения вступительных испытаний: зачитывание заданий, ввод и оформление ответов на задания, общение с преподавателями, проводящими вступительное испытание.

Предоставляется ли поступающему с инвалидностью и ОВЗ дополнительное время на вступительных испытаниях?

Согласно п.69 Приказа Минобрнауки России от 21.08.2020 №1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» продолжительность вступительного испытания для поступающих с инвалидностью и ОВЗ увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа, данное условие предоставляются на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанного условия.

Какие дополнительные условия обеспечиваются для лиц с нарушениями зрения на вступительных испытаниях? Какие дополнительные условия обеспечиваются для слабовидящих на вступительных испытаниях?

На основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего         специальных           условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ, задания для выполнения       на вступительном испытании могут оформляться рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом. Письменные задания могут выполняться на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых     либо               надиктовываются     ассистенту.     При     очном     проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых.

На основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания       для            поступающего          специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ, обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний). Поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств. Задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом.

Какие дополнительные условия обеспечиваются для глухих и слабослышащих на вступительных испытаниях?

На основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных          условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ, обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний), а также предоставляются услуги сурдопереводчика (переводчика русского жестового языка).

Какие дополнительные условия обеспечиваются для слепоглухих на вступительных испытаниях?

На основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ, помимо требований,      выполняемых      соответственно      для слепых и глухих дополнительно предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.

Какие дополнительные условия обеспечиваются для поступающих с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих на вступительных испытаниях?

В соответствии с п.72 ч.5 Приказа Минобрнауки РФ от 21.08.2020 №1076 для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме на обучение по программам магистратуры — по решению организации).

Какие дополнительные условия обеспечиваются для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей на вступительных испытаниях?

На основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего          специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ОВЗ, письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту. Вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации).

В течение какого времени действуют результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно?

Согласно пункту 57 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 10 февраля 2023 г. №143, результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, действительны при приеме на очередной учебный год. Под приемом на очередной учебный год понимается текущая приемная кампания, которая проводится в целях приема на предстоящий (очередной) учебный год. Таким образом, результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, действительны только в рамках текущей приемной кампании.

Какие документы необходимо предоставить в ВУЗ, чтобы подтвердить статус инвалида?

Для поступления в ВУЗ в рамках особой квоты необходимо помимо основного пакета документов предоставить справку об инвалидности, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Какие документы должен предоставить поступающий с инвалидностью, если он нуждается в создании специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

«Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата,            программам специалитета, программам магистратуры», утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от     21.08.2020, определяет, что образовательная организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ОВЗ и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).

Основанием для этого служит предоставление в приемную комиссию двух документов: заявления абитуриента на предоставление специальных условий и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания таких условий. Потребность в специальных условиях обозначается на этапе подачи заявлений до начала вступительных испытаний. В этот же момент поступающему следует указать, какие именно условия необходимы. Условия определяются на основе беседы с поступающим, анализа индивидуальной программы реабилитации или абилитации, заключения ПМПК. Полный перечень возможных условий представлен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета,      программам            магистратуры,           утвержденный          Приказом Минобрнауки России №1076 от 21.08.2020.

Какой результат засчитывается в качестве результата вступительного испытания, если поступающий с инвалидностью имеет результат ЕГЭ по общеобразовательному предмету и сдает дополнительно вступительное испытание по тому же общеобразовательному предмету, проводимое образовательной организацией самостоятельно?

В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов (согласно п.18, Раздела II Приказа Минобрнауки России от 21.08.2020 №1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования            — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»).

Суммируются ли особые права при зачислении, установленные ст. 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Особые права не суммируются. Право учитывается однократно по выбору поступающего.

Какими правами и обязанностями обладает студент с инвалидностью и ОВЗ во внеучебной и волонтерской деятельности?

Права студентов с ОВЗ во внеучебной и волонтерской деятельности:

  • право на поддержку волонтерских инициатив людей с ОВЗ, включая привлечение, отбор и обучение таких волонтеров с учетом различной степени ограничения их возможностей;
  • на поддерживающее сопровождение в процессе вовлечения в добровольческую деятельность; на доступную среду для реализации волонтерской деятельности; быть организатором и участником мероприятий (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.2018 №2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года»);
  • право осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора волонтерской деятельности, в составе волонтерской организации; получать информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им волонтерской деятельности, а также информацию об организаторе волонтерской деятельности, волонтерской организации; получать поддержку, психологическую     помощь,     содействие в психологической реабилитации, возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им волонтерской деятельности; получать информационную, консультационную и методическую     поддержку;
  • получать поощрение и награждение (Федеральный закон от 108.1995 №135-ФЗ  «О     благотворительной деятельности  и добровольчестве (волонтерстве)»).

Обязанности волонтеров согласно Федеральному закону от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной    деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»:

  • не разглашать ставшие известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну;
  • безвозмездно выполнять работу и (или) оказывать услуги в установленных организацией целях.

В Единой информационной системе «Добровольцы России» представлены обязанности волонтеров:

  • выполнять задачи качественно и добросовестно;
  • аккуратно относиться к имуществу, выданному организаторами;
  • не разглашать конфиденциальную информацию;
  • соблюдать технику безопасности;
  • предупредить организатора, если нет возможности выполнить задачу;
  • соблюдать Этический кодекс (быть дружелюбным, уважительным и исполнительным, не допускать дискриминации и пр.).

ФЗ от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Подробнее

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Подробнее

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Подробнее

Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1921-р Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы

Подробнее

Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.06.2015 N АК-1782/05)

Подробнее

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн)

Подробнее

Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий

Подробнее

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 "О направлении Требований" (вместе с "Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн)

Подробнее

Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 01-50-174/07-1968 О приеме на обучение лиц с ОВЗ

Подробнее

Постановление РФ от 15 апреля 2014 года №295 об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы

Подробнее

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ (с изм. и .доп., вступившими в силу с 01.01.2019)

Подробнее

Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (с изм. и доп. ) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Подробнее

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 "Об утверждении государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2025 гг."

Подробнее

Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 №05-785 "О напрвлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов"

Подробнее

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 №ВК-270 07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 12.02.2015 №1399 "Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 №301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образоательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программа специалитета, программа магистратуры"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 №13 (ред. от 31.08.2018) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 (ред. от 31.08.2018) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 №227 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 №1259 (ред. от 05.04.2016) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 №955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 №1383 (ред. от 15.12.2017) "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования"

Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 (ред. от 28.04.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры"

Подробнее

Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2017 №136 "О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 №1324"

Подробнее

Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

Подробнее

Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Подробнее

Письмо Рособрнадзора от 02.02.2018 № 07-205 О поручении Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов

Подробнее

Руководство по соблюдению организациями законодательства РФ в части обеспечения доступности образования для инвалидов

Подробнее

СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения для обучающихся с ОВЗ

Подробнее

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 октября 2024 г. N 16-1/5549 О направлении методических рекомендаций по организации инклюзивного образования для образовательных организаций высшего образования РФ

Подробнее